Регистрация / Вход

Подписаться на рассылку
Для подписки введите Ваш e-mail и кликните OK.

 

 
 


 
 

 
  Яндекс.Метрика



   
 

Развитие детского МИРОВОСПРИЯТИЯ.

Моральное воспитание – важнейшая сторона становления мировосприятия личности, освоения человеком жизненных ценностей, природных механизмов.

Основы, определяющие успешность личностного становления и развития человека, закладываются в дошкольный период. Дети по своей природе эгоцентристы, и не учитывать это нельзя. Результатом противодействия природной сути ребенка может стать ее подавление, а не изменение и развитие. Это понимание в определенной мере и явилось результатом концентрации внимания на развитие у ребенка представления о себе, своем «Я».

В первые семь лет ребенок проживает три основных периода своего развития, каждый из которых характеризуется определенным шагом навстречу общечеловеческим ценностям и новым возможностям познавать, осваивать и преобразовывать мир.

В процессе взаимодействия с внешним миром малыш познает его, а вместе с тем познает и себя. Через самопознание он приходит к определенному знанию о самом себе и окружающем мире, то есть происходит формирование МИРОВОСПРИЯТИЯ.

Становление мировосприятия основывается на трехкомпонентном подходе:

  1. когнитивный (нравственное сознание) – знание норм, знание о том, что хорошо, что плохо.
  2. эмоциональный (нравственные чувства) – чувства, которые вызывают нормы (ребенок может знать, что быть жадным – плохо, но при этом негативно относится к этой норме, ведь жадным быть выгодно).
  3. поведенческий (направленность поведения) – реальное поведение, которое может соответствовать или противоречить нормам.

Знание норм воспринимается ребенком на эмоциональном уровне и не всегда реализуется им в поведении.

В данной программе мы исходим из представлений о ребенке, как целостном духовно-телесном организме – посреднике и преобразователе значимых для него природных, экологических, социальных связей. Эффект программы заключается в воспитании у ребенка способности осмысленно регулировать эти связи через особые формы игровой деятельности, что предполагает выработку у него собственного отношения к собственной духовно-телесной организации, как к зеркалу. Мир становится своеобразной голограммой, и воздействуя на эту голограмму в игре, ребенок сможет реально гармонизировать свои отношения с действительностью.

Структура занятий может меняться, также как и упражнения в самих занятиях, но обязательны ритуал-приветствие и ритуал-прощание. В зависимости от группы, ее настроения ритуалы могут видоизменяться, поэтому далее представлены различные варианты ритуалов. Все ритуалы поводятся в кругу. (примеры в приложении)

Функции программы:

  1. Создание энергоинформационного поля, которое состоит из ощущений, мыслей, чувств и содержит информацию о внутренних процессах человека. Это поле может оказывать воздействие на психосоматические состояние, настроение, мыслительные процессы, т.е. на физическое, ментальное, казальное, буддхиальное тела.
  2. Позитивное воздействие на электромагнитную проводимость клеточных структур, электрохимическую активность (биорезонансный эффект – реакции организма на арт-терапию).
  3. Развитие мировосприятия, которое основано на работе вибро-тактильного анализатора, который воспринимает вибрации и помогает организму ориентироваться в окружающей среде.
  4. Восстановление здоровья детей:
    • сердечно-сосудистая система – реагирует на занятие, доставляющее удовольствие, создающее приятное настроение (замедляется пульс, усиливается сокращение сердца, снижается артериальное давление, расширяются кровеносные сосуды);
    • гормональный обмен – регулируется выделение гормонов, снижающих стресс;
    • высвобождение эндорфина (гормон радости), вырабатывается мозгом, снимает боль, вызывает естественный подъем;
    • динамический баланс между левым и правым полушариями головного мозга, взаимообмен мыслями как основа творчества;
    • двигательные реакции - возникают реально-мышечные пульсации в самых различных областях, снятие блоков;
    • дыхательная система – бессознательные микродвижения связок

 

Из чего состоит программа.

На протяжении всех занятий использовались инновационные методы психокоррекционной работы с детьми от 5 лет. Уникальность метода заключается в том, что данные занятия не имеют ограничений в возрасте.

Арт-терапевтические и телесноориентированные методы (изотерапия, игровая, песочная терапия, сказкотерапия, музыкотерапия, ароматерапия) позволяют добиться того, что человек не задумывается о конечном результате, получает удовольствие от самого процесса, поэтому процесс является терапевтичным. В сочетании с технологиями СКВОРЦОВА Альберта Васильевича методика становится способом развития интуиции, внутренних резервов, энергоинформационного поля человека.

 

Основные методы программы.

Изотерапия– лечебное рисование, позволяющее ощутить, понять самого себя, выразить свои мысли, чувства, мечты, надежды, освободиться от негативных переживаний. Это не только отражение в сознании окружающей социальной действительности человека, но и ее моделирование, выражение отношения к ней. Рисование напрямую сопряжено с важнейшими функциями (зрение, речь, слух, координация, мышление), и не просто способствует развитию этих функций, но и связывает их между собой.

Сказкотерапия – это метод, использующий сказочную форму для расширения сознания, совершенствования взаимоотношения с окружающим миром. Сказки вызывают интенсивный эмоциональный отклик как у детей, так и у взрослых, сказки обращаются одновременно в двум психическим уровням - к уровню сознания и к уровню подсознания. Сказкотерапия основана на идее ценности метафоры как носителя информации:

  1. жизненно важных явлениях,
  2. жизненных ценностях,
  3. о внутреннем мире.

Сказки являются основой для формирования «нравственного иммунитета» и поддержания иммунной памяти (способность человека к противостоянию негативных воздействий духовного, ментального и эмоционального характера, исходящих от социума). Сказки возвращают и ребенка, и взрослого в состояние целостного МИРОВОСПРИЯТИЯ.

Игротерапия– это психотерапевтический метод воздействия на взрослых и детей посредством игры. Игра оказывает сильное влияние на развитие личности, способствует созданию близких отношений между участниками группы, помогает снять напряженность, повышает самооценку, позволяет поверить в себя в различных ситуациях общения, снимая возможность социально опасных последствий. Игровую терапию можно описать как опыт, чувства, мысли и желания человека, проецируемые на предметы, на игрушки. Важность этого метода в том что, исследуя свой опыт человек остается на безопасном расстоянии от реальной действительности. Игровая терапия позволяет корректировать эмоциональные и поведенческие расстройства, в основу которого положен собственный мир.

Музыкальная терапия– контролируемое использование музыки в восстановлении здоровья и воспитании детей и взрослых, страдающих соматическими и психическими заболеваниями. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное использование музыки в качестве основного фактора воздействия, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных методов для усиления их воздействия и эффективности. Музыка вызывает у людей определенную вибрацию, которая влечет за собой психическую реакцию, акустический сигнал имеет волновую структуру и воздействует на клетки живого организма, изменяя их активность.

Ароматерапия– применение запахов, влияющих на психическое и физическое состояние человека. Отсутствие или дефицит ароматических веществ вызывает у человека сбои в функционировании различных органов и систем человека,в психоэмоциональном состоянии, развитие соматических и психических расстройств .

Цветотерапия– восстановление посредством цвета, который воздействует на организм человека, его физиологические системы, активизируя или подавляя их деятельность. Цвет создает то или иное состояние, выражает определенные чувства и мысли, влияет на мыслительную деятельность и развитие творческих способностей.

Длительность и периодичность занятий.

Занятия проводятся 1-2 раза в неделю. Каждое занятие может быть «разбито» на несколько в зависимости от возраста. Сами занятия – это лишь подсказка в творческом процессе работы с людьми, желающими изменить себя.

Занятие 1 «Знакомство»

  1. Приветствие.
  2. «Отпечатки». На ватмане каждый ребенок ставит отпечаток своей руки, предварительно окунув ее в краску. Краску (гуашь) удобнее всего разводить на небольших подносах или больших тарелках.
  3. Рассматриваем отпечатки: чем отличаются? Чем похожи? Чем похожи люди? Отличие?
  4. «Школа улыбок».
    Беседа:
    • когда улыбаются люди?
    • Какие бывают улыбки?
    • Каким ты бываешь чаще всего?
    • Какое у тебя настроение, когда ты приходишь в детский сад, домой, в школу, к бабушке?
    • Как улыбается котенок, лежащий с мамой?
    • Как улыбается ребенок, которому подарили подарок?
    • Как улыбается туча?
    • Как улыбается хитрая лиса?
    • Какая улыбка вызывает хорошее самочувствие?
  5. «Рисуем настроение» Попросить детей нарисовать свое настроение. Рядом изобразить тех, кто помогает хорошему настроению.
  6. «Разноцветная вода».
    (Для игры потребуются краски, кисти, баночки с водой, конфетти).
    Взрослый рассказывает:
    «Наши мысли бывают разными: иногда как озеро в горах – спокойное, прозрачное. При таких мыслях какое настроение? Как мы себя чувствуем? (Хорошо, спокойно - показать банку с прозрачной водой). А когда к нам приходит радость, наши мысли меняются, меняется их цвет. Что вас может радовать? Какого цвета становятся мысли? (дети добавляют в воду краски теплых оттенков. Дети, у которых нарушена эмоциональная сфера, добавляют обычно холодные или темные оттенки).
    А иногда мы так веселимся, что наши мысли становятся похожими на праздничный салют. Когда бывает такое настроение? (например, представьте, заходит мама и говорит: «Дети, собирайтесь - мы едем в цирк!».) Что можно добавить в воду? (конфетти – веселые искорки). Когда наши мысли похожи на салют, они блестят и играют, а мир становится вокруг разноцветным. Как мы себя чувствуем?
  7. Прощание.

 

Занятие 2 «Настроение».

  1. Ритуал-приветствие.
  2. Кнопки настроения.
    Взрослый: «Представьте, что у нас в голове много есть много маленьких кнопочек и, когда их нажимают, мы начинаем плакать, смеяться, бояться, сердиться. Давайте найдем у себя такие кнопочки: кнопка-улыбка, кнопка-обида, кнопка-страх, кнопка-щекотка. Кто нажимает эти кнопочки? Можешь ли ты сказать СТОП, когда они нажимаются? Давайте выберем каждый по любой кнопочке и попробуем ее включать и выключать. (Можно изготовить шапочку и нарисовать разные кнопки)
  3. Рисуем кнопки настроения (каким цветом нарисуем кнопку-улыбку, кнопку-страх)
  4. Страх.
    Где прячется страх? Какой формы? Какого цвета? Давайте нарисуем его на бумаге (огромное значение имеет цвет). Вам нравится то, что получилось? Тогда подумайте, что можно изменить, чтобы рисунок стал красивее (часто это какое-нибудь животное, тогда спрашиваем, чем оно питается, что можно сделать, чтобы оно питалось чем-нибудь другим).
  5. Проигрывание сказок, на конкретные страхи: темноты, страшные сны, одиночества и т.д. (см.приложение). Главное, чтобы ребенок был сам активным участником. Пусть в играх ребенок предстает гораздо большим смельчаком, чем в жизни. Если он поверит в себя, то перекинуть мостик от вымысла к реальности будет гораздо легче. Очень важно заякорить это состояние смелости.
  6. Прощание

 

Занятие 3 «Я и моя семья»

  1. Приветствие;
  2. Я хочу рассказать вам сказку: «Жил-был мальчик, который был один-одинешенек. И немного-то у него было…» А так бывает? Есть ли у вас родные? Как мы называем родных? Что такое семья? У всех ли есть семья? Как вы относитесь к родителям? А как родители относятся к вам? Давайте нарисуем свою семью.
  3. «Почему родители злятся?»
    • «Упрямый ребенок». (Дети выбирают себе пару и роль). Представьте: поздний вечер, пора ложиться спать, а мальчик (девочка) не хочет идти домой, топает ногой, кричит: «Не хочу!». Что делать маме? (проигрывание ситуаций).
    • «Сердитый дедушка». К дедушке и бабушке приехал внук Петя и внучка Маша. И сразу же пошли гулять. Дедушка и бабушка рассердились, потому что внуки ушли за калитку без предупреждения. Вдруг они потеряются или с ними что-нибудь случится (дети работают по 3-4 человек, меняясь ролями).
    • «Сердитая мама». Ребенок разрисовал стены фломастерами. Что делает мама? (распределяют роли по парам).

      Обсуждение: Что вы чувствовали, когда изображали взрослых рассерженными? Как билось ваше сердце? Как вы дышали? Что происходило с телом?
      Как наказывают родители вас? Что вы делаете в ответ? Что можно сделать, чтобы помочь родителям в трудных ситуациях? Попросить прощения, сказать, спросить: «Что я могу сделать, чтобы ты не ругалась?», полезно переждать «бурю». Пусть взрослый успокоится, и можно будет поговорить с ним: мне неприятно и страшно, когда ты кричишь. Но главное помнить, что родители очень вас любят.
  4. Нарисовать подарок для родителей (необычный, то, чего не хватает взрослым)
  5. Прощание

Домашнее задание «Семейное дерево» (из фотографий сделать дерево, на ветках которого наклеить фотографии или нарисовать всех известных родственников).

 

Занятие 4. «Я и время»

  1. Приветствие.
  2. Выбираем самое большое дерево.   Обсуждение семейных деревьев:
    • какие люди на них изображены,
    • какое у них настроение на фото,
    • кто больше нравится, кого любит больше всех,
    • с кем стал бы жить в домике,
    • с кем бы пошел в зоопарк.
    По мере ответов можно судить о том, кто ближе всех ребенку, кому он больше доверяет, с кем напряженные отношения. Дети придумывают сказки про своих родственников, примеряя разные роли.
  3. «Из семени - в дерево»
    Взрослый рассказывает: «семечко-это дети, солнышко-это садовник, вода-это родители. Я буду садовником, а вы превращаетесь в маленькое семечко (дети сжимаются в комочек, убирают голову, закрыв ее руками). Садовник очень бережно относиться к своим семенам, поливает их (гладит по голове), ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает расти (дети поднимаются). У него раскрываются листочки (руки тянутся вверх), растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с почками (руки разводят в стороны, пальцы сжимаются). Наступает момент, и почки лопаются (дети резко разжимают кулачки), и росток превращается в прекрасное сильное дерево. Наступает лето, и дерево хорошеет и любуется собой (осматривает себя), улыбается деревьям-соседям и садовнику, кланяется ему, дотрагивается своими листочками.
  4. «Рисунок времени»
    Предложить нарисовать ребенку себя в прошлом (каким я был), в настоящем (какой я сейчас) и в будущем (как я себя представляю, каким я буду).
  5. Прощание.

 

Занятие 5. «Знакомство с собой»

  1. Приветствие.
  2. «Горячий стул». Дети сидят в кругу. В центре ставится стул. Дети по очереди садятся на него, остальные участники по кругу рассказывают сидящему в центре хорошие и плохие его качества. Важно, чтобы все участники игры не просто говорили о недостатках, но и намечали действия, которые помогут избавиться от них.
  3. «Найди свою обувь» Дети садятся в круг, снимают обувь, ведущий перемешивает всю обувь, завязывает всем глаза. Выигрывает тот, кто первый найдет свою обувь. (музыкальное сопровождение: быстрая веселая музыка).
  4. «Знакомство с солнечным зайчиком» (музыкальное сопровождение: релаксационная спокойная музыка)
    Ложимся на ковер, закрываем глаза. Взрослый рассказывает: «Хорошо подставить лицо ласковому солнышку. Лениво двигаться, дышим медленно. Вдруг солнечный зайчик прыгнул вам на лицо. Он побежал дальше, дотронулся до носика, прыгнул на подбородок, забрался на животик, пробрался внутрь. Он живет в каждом. Зайчик любит вас. Улыбнитесь ему.» После знакомства с зайчиком, каждый рассказывает какого цвета, какой на ощупь зайчик.
  5. «Какого я цвета».
    На одном листе рисуем радугу. Какие цвета есть в человеке? Почему пропадают цвета?
    Другой лист с заготовкой – контур человека. Ваши чувства живут в теле, раскрасьте эти чувства, используя краски.
    Третий лист идентичен второму – контур человека. Часто мы нарушаем свое тело нехорошими мыслями, поступками. Разукрасим тело так, как бывает у хороших людей (раскрашивание по цветам энергоцентров).
  6. Прощание.

 

 

Занятие 6. «Знакомство с миром звуков».

  1. Приветствие.
  2. Звуки мира.
    Найти удобное место, сесть, закрыть глаза. Прислушиваться к окружающим звукам.
    • Что вы слышите?
    • Громкие или тихие звуки? Высокие или низкие?
    • Кто или что издает эти звуки?
    Можно записать звуки льющейся воды, работающего мотора, стиральной машины, скрипящей двери, пение птиц. Прослушать с детьми, чтобы они отгадали эти звуки. Взрослый: «Закройте глазки и представьте голос мамы, папы, собаки, звук грома, звуки ветра, звук тишины. Представьте себе свой голос».
  3. Звуки музыки.
    Детям предлагается выбрать любой музыкальный предмет, игрушку, инструмент. Каждый играет на инструменте свою мелодию. А затем общую.
  4. «Дирижер»
    Включается различная музыка по темпу, характеру. Дети прислушиваясь, пробуют продирижировать ее.
  5. «Свободный танец».
    Это упражнение на свободное выражение эмоций. Детям предлагается придумать свой танец под названиями: «Мой самый плохой день», «Мой самый счастливый день», «Я и мои родители».
  6. Прощание.

Занятие 7 . « Знакомство с миром запахов».

  1. Приветствие.
  2. Взрослый: «На прошлом занятии мы познакомились со звуками, сегодня мы познакомимся с запахами. Какие запахи вы помните? Чем сейчас пахнет?».
    «Сказочные запахи»
    Завязать детям глаза. Предварительно нарезать лимон, апельсин, укроп, огурец. Положить в разные закрытые емкости нарезанные овощи, фрукты, флакончик духов, пряности, лепестки цветов. Дети угадывают в какой емкости, что находится. Можно помочь наводящими вопросами: «На что похож этот запах?», «Что напоминает?», «Сочини сказку об этом запахе».
  3. Взрослый: «Вы уже поняли, что нас окружает множество запахов. Но мы выделяем только те, которые нам нравятся или нет. Закройте глазки и представьте, как пахнет снег, солнышко, собака, дождь, мамины духи, больница, автобус и т.д. Какой запах напоминает ваш друг?».
  4. «Рисунок запахов»
    Взрослый: «Давайте попробуем нарисовать свой любимый запах».
  5. Ароматерапия.
    Каждый ребенок выбирает понравившееся ему эфирное масло. Взрослый капает каждому капельку на запястье, дети растирают и в течение нескольких минут вдыхают аромат (описание ароматов см.приложение)
  6. Прощание.

Занятие 8. «Волшебный мир прикосновений».

  1. Приветствие.
  2. Прикосновение мира.
    В мешочек положить кусочек меха, ткани, пластмассы, наждачной бумаги, дерева, бумаги, листок растения, железный предмет. Дети по очереди угадывают на ощупь, какой материал. Взрослый: «Закройте глаза и представьте какие на ощупь кошка, ежик, постель, кружка, молоденькая травка, снег, дождь, мамин халат и т.д.»
  3. «Заколдованные картинки».
    Детям раздаются картинки с изображениями природы, сюжеты растительного и животного мира, городской и бытовой жизни. Взрослый: «Что мы узнали сегодня? Я раздам вам заколдованные картинки, в которых живут звуки, запахи, ощущения. Нам необходимо их расколдовать. Давайте почувствуем запахи, услышим звуки, ощутим руками картинки, которые я раздала вам. Рассмотрите их хорошо».
  4. «Игра с песком»
    В двух ящиках насыпан песок: один ящик с сухим песком, другой – с мокрым. Дети в свободной форме пересыпают песок, закапывают руки. Можно предложить разуться и походить по песку босиком. Из мокрого песка можно построить замок, дом, фигуры.
  5. «Веселые дорожки»
    На дорожки из линолеума наклеить камни различной величины, сломанные обручи или деревянные палочки. Пройти по мягкой дорожке из меха.
    Какая больше понравилась? Почему?
  6. Прощание.

 

Занятие 9. «Картина мира».

  1. Приветствие.
  2. Заряд бодрости.
    Взрослый: «Вытяните, пожалуйста, два пальчика большой и указательный на обеих руках. Возьмитесь этими пальчиками за ушки, приговаривая: «Ушки, ушки слышат все!» , оттягивая их. (30 с.) А теперь опускаем руки, встряхиваем их. Приготовим указательный пальчик. Поставим его между бровями над носом. Помассируем эту точку, приговаривая «Просыпайся, третий глаз!» (30 с.) Тряхните руками. Соберите пальчики в кулачок, в ямку ниже шеи положить кулачок со словами: «Я дышу, дышу, дышу!» в разные стороны. А теперь скажите: «Я все вижу, я все слышу, я все чувствую!»
  3. «Я – часть мира».
    Взрослый: «Давайте встанем в круг, возьмемся за руки и закроем глаза. Мы с вами сейчас один организм, который дышит, живет. Давайте прислушаемся, как дышит организм. Вдох – шаг вперед, выдох – шаг назад. Затем по два шага. Также у доброго организма одно сердце, которое ровно и четко бьется. (Отстукиваем ладонями или ногами разные ритмы: когда волнуется сердце, спит, радуется, грустит, бегает).
    Теперь мы все – часть огромного организма, у которого такое же доброе сердце, добрые мысли как у нас».
  4. Взрослый: Давайте сядем поудобнее, закроем глазки и позовем мысленно сказку». Хорошо, если чтение сказки будет сопровождаться игрой кукол или непосредственно самими детьми.

    Сказка о странствиях принца Леона.

    Мне давно хотелось рассказать вам о странствиях принца Леона. Он отправился на поиски своего брата Артемия, который однажды уехал из дома. Сначала родители, братья и сестра просто ждали Артемия, надеясь, что он скоро вернется, но когда прошло два года с тех пор, как он покинул дом, братья принца – Леон и Франциск – отправились его разыскивать. Братья выехали из своего замка вместе, но на развилке двух дорог решили расстаться, чтобы ускорить поиски.

    Когда Леон со своей дружиной приближался к какому-либо городу или замку, он обычно оставлял дружинников за стенами и отправлялся расспрашивать горожан один или с одним-двумя друзьями. (Он боялся спугнуть юного, не в меру обидчивого Артемия.) Время шло, но пока ни в одном из городов и замков не удавалось ничего узнать о брате.

    Однажды на его пути возник город, название которого было написано на воротах: «Солнечный». Войдя в город, принц обратился к нескольким жителям со своим обычным вопросом: «Не видели ли вы моего брата?» Но ответ, на сей раз, был неожиданным: «Что значит видеть?» Сначала Леон подумал, что ему необходим переводчик, но тут же понял, что отличает жителей Солнечного города – они все ходили, закрыв глаза. Леон не знал, что и сказать: «Может ли быть, что все жители города слепы? Если они слепы, то мои вопросы звучат дерзко и оскорбительно» наконец он придумал, что спросить: «Скажите, это означает название вашего города?» И услышал в ответ: «Это отголосок древнего мифа. Солнцем называли божество, которому поклонялись наши предки. Миф о нем гласит, что его появление меняло все вокруг и что все люди, как бы они далеко ни находились, видели его в одно и то же время. Сейчас мы в это не верим». Принц Леон слушал с недоумением, не решаясь возразить. Наконец он решился сказать одному из молодых горожан: «Солнце – не миф, но чтобы его увидеть, нужно раскрыть глаза!» Его собеседник весело рассмеялся: «Ты, наверное, пожилой или очень непросвещенный, если веришь в такие древние предания».

    -А почему вы ходите с закрытыми глазами? – настаивал принц Леон.

    -Ну, мне рассказывал дедушка, что еще при жизни его отца так решил наш мудрый король. Сначала тех, кто верил в Солнце, было много, их даже преследовали. Теперь никто не преследует, незачем, в Солнце и так никто не верит. И глаза мы давно не открываем. Я, правда, пробовал несколько раз, когда был маленьким.

    -И что случилось?

    -Да ничего не изменилось! – ответил юноша. – Только глаза заболели. Наверно, их действительно полезнее держать закрытыми.

    Принц Леон долго не оставлял своих попыток. Убедившись, что жители города имеют вполне здоровые глаза, он уговаривал их взглянуть на Солнце, природу, человеческие лица, его никто не отел слушать. Лишь однажды юноша и девушка, держась за руки, подошли послушать, что говорит чужеземец.

    -Как вас зовут? – спросил Леон.

    -Пат и Мариса.

    -Вы любите друг друга?

    -Да, мы собираемся пожениться.

    -Пат, а ты не хотел бы увидеть, как прекрасна твоя невеста?

    -Я знаю, что она прекрасна, - ответил юноша. – Ее руки нежны, волосы шелковисты, голос обладает чарующей силой. Я могу узнать ее голос из тысячи других.

    -У твоей Марисы голубые глаза, кожа - цвета персика, ее длинные ресницы отливают золотом. А ты не видишь всего этого!

    - Я тебя не понимаю.

    -Сейчас сумерки, Солнце уже садится. Приоткрой глаза – и ты поймешь все.

    -Ах, ты о Солнце! Но ведь всем известно, что это просто сказки!

    -Нет, правда! Ведь ты и сейчас греешься в его лучах! Ты же знаешь, что бывает теплее или холоднее. Это тоже Солнце.

    -Когда становится холоднее, мы ложимся спать, это всем известно.

    -Вам неизвестен целый мир! Он здесь, среди вас. Достаточно открыть глаза. Хоть немного!

    -А мне можно? – вдруг спросила Мариса. – Я тоже хочу видеть, как прекрасен Пат.

    -Можно, - радостно согласился Леон. – Не стоит только сразу смотреть на Солнце. Достаточно того, что в Его свете вы увидите мир. Но когда-нибудь и Его – Солнце – вы захотите увидеть…

    -Это так страшно… Но если мы будем держаться за руки, мы попробуем когда-нибудь.

    -Сейчас, - мягко настаивал Леон.

    Юноша и девушка открыли глаза и увидели друг друга. Насмотревшись, они увидели зеленую траву, цветы, облака, деревья, овец на лугу, птиц в небе и принца Леона. Вопросам и восторгам не было конца, пока непривычные к свету глаза не разболелись. Пат и Мариса зажмурились.

    На следующий день они снова встретились на городской площади. Пат и Мариса попытались поделиться с горожанами своими новыми впечатлениями.

    -Этот чужестранец сбил вас с пути! Нужно слушать близких, тех, кто вас вырастил, а не всяких проходимцев! Просто смешно верить в такую ерунду в наш просвещенный век, - это была малая часть того, что услышали Пат и Мариса. Когда они говорили: «Но мы же видели! Мы сами видели!», то ученые и неученые сограждане кричали в ответ: «Это галлюцинации! Вам кажется, но это как сны! – все объяснимо!».

    От Леона же жители потребовали немедленно покинуть город. Проститься с юными учениками ему не дали.

    Осмеянный, покинул Леон Солнечный город. Его согревала только мысль о Пате и Марисе. Он надеялся, что они сумеют видеть и, может быть, уговорят других открыть глаза.

    В следующем городе Леон не решился спрашивать, как прежде. Теперь его вопрос звучал так: «Не слышали ли вы об Артемии?» Никто ему не отвечал, пока один из жителей не подошел «поговорить» с помощью дощечки для письма. Оказалось, что жители города Звонск давно решили обходиться без ушей и плотно заткнули их специальными пробками. Сколько ни призывал их принц Леон услышать все звуки мира: пение птиц, разговоры и музыку, жители Звонска не понимали его. «Слышать - устаревшее слово» - написали они на доске. Принц Леон попробовал сослаться на неразумное поведение их соседей – жителей Солнечного города, но последовал ответ:

    - Мы-то не сумасшедшие, у нас-то глаза открыты.

    Вконец огорченный Леон, желая помочь жителям города, призвал свою дружину, чтобы силой вынуть пробки из ушей, хотя бы у молодых жителей Звонска. Но стоило кому-нибудь из воинов Леона сделать это с кем-либо из горожан, тот немедленно затыкал уши руками, плача от боли. Расстроенный Леон был вынужден оставить в покое жителей Звонска.

    Еще много странствий, радостных и тяжелых впечатлений ожидало Леона, горы и реки отделяли его от Артемия, который в это время жил в приютившем его городе Аморель. А когда они наконец встретились…

    -Я много пережил и понял за эти три года, - говорил Артемий, - я видел и слышал то, на что раньше не обращал внимание. Я научился видеть сердца. И я понимаю, что мы в семье близки, что мы все любим друг друга. Собственно говоря, пойми я это раньше, мне было бы незачем уходить. Прости, что ты волновался обо мне!

    Я тоже многое пережил, пока искал тебя. Наверное, я повзрослел, - отвечал Леон, - я всегда верил, что мои поиски не напрасны, что мы встретимся с тобой. Я верил и молил Бога о вашей встрече.

    -Что значит верить? Что значит молиться?

    Леон ничего не ответил.

  5. Обсуждение сказки. Эта сказка о ценностях, о смысле жизни, о свободе, о разумном и неразумном доверии. Конфликт между собственным опытом и мнением воспитателей, между традициями, истиной переживают герои сказки и слушатели. Сказка призывает осмыслить свои взгляды , определить, что является привычкой, а что – собственным свободно выработанным мнением.
    • Почему жители Солнечного города считают Солнце мифом?
    • Почему принц Леон, хотел, чтобы жители Солнечного города открыли глаза?
    • Почему жители не верили принцу?
    • Как вы думаете, будут ли Пат и Мариса жить с закрытыми глазами?
    • Почему в Звонске у принца не нашлось понимающих?
    • Нужно ли помогать жителям этих городов? Как?
    • Нужно ли помогать Артемию?
  6. Рисование по сказке.
  7. Прощание.

Занятие 10. «Волшебный маятник».

  1. Приветствие.
  2. Заряд бодрости (см.выше)
  3. Знакомство с маятником.
    Взрослый: «У меня в руках волшебный инструмент. У феи есть волшебная палочка, а у меня маятник. Он умеет разговаривать головой «да», «нет». Хотите научиться разговаривать с ним? Для чего это нужно? Где это может пригодиться?» (дети пробуют получить ответ, спрашиваем про перевернутые картинки : где изображен мяч ? а где – дерево ? и т.п.).
  4. «Звездочки»
    Взрослый: «А сейчас мы сыграем в увлекательную игру. Посмотрите какие интересные звездочки у меня. Сейчас каждый из вас превратится в волшебника, благодаря этим звездочкам. А как мы можем выбрать себе звезду? Какой волшебный предмет нам поможет? (с помощью маятника подбираем «звездочки» - космические обереги, которые переворачиваются, чтобы не было видно рисунка). Не показывая друг другу, клеим на лоб. А теперь не говоря друг другу ни слова ищем себе пару и собираемся в группы по звездочкам.» Эта игра помогает достигать взаимопонимание посредством невербального контакта. Взрослый наблюдает, какими способами пользуются участники, чтобы отыскать «себе подобных», не зная кто ты сам. Затем происходит обсуждение: что было трудно, почему не получалось найти пару и т.д
  5. «Солнечный зайчик».
  6. Прощание.

Домашнее задание: подобрать по книге «Генераторы» генератор, совместно с родителями сделать его.

 

Занятие 11. «Зачет Волшебника»

  1. Приветствие.
  2. «Здесь и сейчас» (музыкальное сопровождение: релаксационная музыка)
    Дети сидят на коленях, прижимают одну ладонь ко лбу, другую – к затылку. Взрослый: «Ребята, закройте глазки. Сядьте поудобнее… Слушайте мои слова… Все, что с вами произошло раньше, ушло навсегда. Все неприятности, грубые слова, которые вам говорили, - все это исчезло навсегда… Все, что будет завтра, - это пока мечты, сон…Существует только то, что находится здесь и сейчас (2 раза). Постарайтесь подумать о себе здесь и сейчас. Вам нравится, во что вы одеты, кто рядом с вами сидит, место, где вы находитесь. Полюбите себя в эту минуту. Итак, вы находитесь только здесь и сейчас.»
  3. «Волшебный стул» (в круг ставят «волшебный стул»).
    Взрослый: «У каждого Волшебника, а вы теперь ими являетесь, есть волшебный инструмент (маятник). А еще есть всегда вопросы, которыми хочется поделиться. На это стул будут садиться волшебники, которые расскажут нам о друзьях, родителях, о себе. Важно, чтобы вы высказывали свое мнение, отмечая хорошее и плохое (положительные и отрицательные) качества поведения, поступков, характера человека.
  4. «Закончи предложение» Детям предлагается по очереди заканчивать предложения: «Я хочу…», «Я умею…», «Я смогу…».
  5. Заряд бодрости.
  6. «Свеча добра». Дети передают по кругу зажженную свечу, желают всем присутствующим всего самого доброго. Затем все задувают свечу для того, чтобы исполнилось все пожелания.
  7. «Визуализация». (музыкальное сопровождение: релаксационная музыка)
    Дети снова садятся, ложатся в удобном положении. Взрослый: «Закройте глаза…Перед вами возник цветной экран, как экран телевизора… и вы видите все задания и упражнения, которые мы выполняли на протяжении этих встреч с вами. Вы видите все занятия и упражнения от начала до конца. Пусть ваш телевизор покажет вам как можно больше красочных, запоминающихся моментов, где вам было интересно, весело или грустно, где вы узнавали что-то новое или вспоминали забытое…
    Все ваше внимание сосредоточено на занятиях, которые вы прошли, на том, что осталось в вашей памяти, выделите самые запоминающиеся упражнения, живущие с вами. А теперь откройте глаза и пусть каждый из вас назовет по одному упражнению.
  8. Прощание.

 

Приложения.

Приложение 1.

Ритуал – Приветствие:

  • с мячом (кидаем друг другу мяч, называя имя);
  • имя-песня (пропеть свое имя);
  • подарить улыбку (по кругу дарим улыбку друг другу);
  • на что похоже мое имя (каждый рассказывает на что похоже свое имя: предмет, явление, растение, животное, запах, цвет и т.д.) ;
  • любимое имя (вспомните, как называли ласково вас );
  • «Паровоз» (дети становятся паровозиком, первый ребенок является паровозиком, выкрикивая свое имя, остальные подхватывают. Паровозики меняются);

 

 

Приложение 2.

Ритуал - прощание:

  • Как я себя люблю (набираются полные легкие воздуха, - надуваем шарик в животике,- задерживается дыхание, с сильным выдохом ребенок обнимает себя);
  • Как любим друг друга (принцип как у первого, но дети обнимают друг друга);
  • Лучик (тянемся вверх, пробуем достать лучик солнца, дотрагиваемся до сердца, затем жестом от груди в сторону дарим луч всему миру).
 
 
   
 
   
 

8 (383) 212-52-92
8 (383) 212-59-16

 

О центре   |   О Скворцове   |   Новости   |   Продукция   |   Заказать   |   Контакты   |   Форум
 Для начинающих   |   Технологии жизни   |   Конференции   |   Информационный фонд